Безопасность гаража и автомобиля
Если автомобиль стоит в индивидуальном гараже, то основная мера защиты от угона - укрепление гаража. Преступники проникают в гараж через ворота путем перепиливания ворот гаража, срыва навесных замков, подбором ключей. Иногда используют портативные газорежущие устройства, вырезая замки. Поэтому при изготовлении ворот для гаража необходимо предусмотреть, чтобы петли выходили внутрь гаража. При установке ворот сделайте в стенах или в косяках специальные гнезда (пазы), куда будут входить штанги, фиксирующие ворота в закрытом положении.
Не используйте для запирания ворот гаража навесные замки, которые легко срываются с помощью молотка, ножовки, лома. Для запирания ворот гаража требуется не менее двух внутренних замков и еще одного, открывающегося ключом с внутренней стороны ворот. Для этого в самих воротах делается отверстие, размеры которого достаточны для просовывания руки. Это отверстие также запирается на замок.
Сами ворота, кроме концевых фиксирующих штанг, укрепляются щеколдами с винтовыми фиксаторами, которые устанавливаются как можно ближе к середине ворот (где их половины сходятся), одна щеколда вверху и одна внизу на каждую створку ворот. При выборе замков предпочтение отдается таким, в которых используется два запирающих устройства - одно запирающее устройство исключает возможность применить второй ключ, чтобы открыть ворота (с двумя разными конфигурациями ключей типа сейфовых). Надежным считается внутренний замок, изготовленный в единственном экземпляре, который запирается ключом, выполненном в виде цилиндра, внутри которого нарезана резьба. Сначала такой ключ накручивается на запирающую часть замка, а затем вращением в обратную сторону открывается сам замок. Следует помнить, что преступники легко открывают внутренние замки, имеющие так называемые реечные ключи. Часто вскрытие гаража преступники осуществляют, используя автомобиль: закрепляют трос на выступающих частях ворот, калитки (ушках для навесных замков, массивных ручках, различных петлях, воротах при неплотном прилегании), другой конец троса закрепляют на автомобиле - и вскрывают ворота.
Для защиты от пролома стены гаража при постройке гаража внутри стен (заливных, кирпичных) укрепляют арматурные решетки. В целях предупреждения проникновения преступника в гараж путем подкопа необходимо предусмотреть заглубленный фундамент. Ворота с двойными стенками, между которыми проложен толстый слой асбеста, предохранят его от действия портативного газосварочного аппарата. Надежно охраняет автомобиль автономная либо централизованная в составе гаражного кооператива охранная сигнализация. К основным мерам предупреждения краж личного имущества из автомашин и их угонов необходимо отнести противоугонные устройства, приспособления, препятствующие проникновению в автомашину и ее угону .
К серии приспособлений, препятствующих запуску двигателя, можно отнести потайные реле в системе зажигания, одно из которых отсоединяет аккумулятор или генератор; другие разъединяют электрическую сеть системы зажигания в местах, известных лишь владельцу автомашины; третьи - при попытке постороннего лица завести мотор разъединяют электрическую сеть системы зажигания и одновременно включают звуковую сигнальную систему и освещение как в салоне, так и сигналов поворотов и фар.
Если преступнику удалось проникнуть в салон автомобиля и запустить его двигатель, такие приспособления, как: металлический цилиндр с приваренной к нему цепью, надетый на рычаг переключения передач, который находится в нейтральном положении, а цепь пропускается через рулевое колесо и закрепляется на цилиндре навесным замком; соединение рулевой колонки и одной из педалей замыкающейся цепью или другим приспособлением - не дадут преступнику совершить угон. Для предупреждения проникновения преступника в салон автомобиля можно сделать дополнительное запирающее устройство либо оснастить автомобиль сигнализатором, который при нарушении целостности салона замкнет звуковой сигнал автомобиля и включит электроосвещение.
Избежать многих неприятностей помогут простые советы: не оставляйте ключи в автомашине; не выходя, проверьте, хорошо ли закрыты двери и окна автомобиля; если вам надо его оставить на ночь, выберете хорошо освещенное, просматриваемое, людное место; не оставляйте автомашину на пустырях, в местах с густой растительностью; ставьте ее вплотную к стене дома или ближе к другому автомобилю, чтобы затруднить преступнику проникновение в нее; чтобы повысить надежность защиты вашего автомобиля, установите дополнительный источник питания к противоугонной сигнализации, лишив преступника возможности обесточить звуковую систему; установите потайной вентиль, перекрывающий подачу топлива из бензобака; не держите в салоне поставленного на продолжительную стоянку автомобиля отвертки, пассатижи, куски провода, которые преступник может использовать для запуска двигателя без ключа зажигания; не оставляйте в салоне автомобиля вещи, которые бросаются в глаза; не рекомендуется оставлять в автомашинах документы и ценные бумаги; радиоприемники, магнитофоны, телевизоры; когда вы ставите автомашину на длительную стоянку, то лучше поставить ее на колодки, тех случаях, когда автомашина надолго накрывается брезентом, необходимо периодически проверять, что под ним (иногда под брезентом может оказаться другой автомобиль); в местах стихийных стоянок автомашин следует организовать из числа их владельцев ночное дежурство; наклейте на стекло афишу о том, что автомашина защищена противоугонным устройством (но без его названия); используйте для крепления колес специальные гайки и болты, чтобы затруднить их снятие обычным способом; используйте специальную маркировку частей автомашины, в том числе и стекол.
Недопущение угона (меры предосторожности)
Никогда не оставляйте ключ в замке зажигания, отлучаясь от машины даже на несколько метров. Не следует оставлять автомобиль без присмотра и во время прогрева двигателя, пока вы запираете гараж. Не доверяйте ключи от машины малознакомым людям, которые могут снять с них копию. Нежелательно передавать ключи от вашего автомобиля даже на автостоянках, мойках, автомастерских.
По возможности избегайте парковаться на длительное время в неосвещенных и безлюдных местах, в непосредственной близости от театров, культурных центров, стадионов - тем самым вы показываете потенциальному преступнику, что будете отсутствовать минимум два часа.
Не храните водительское удостоверение, техпаспорт, другие документы внутри автомобиля - этим вы затрудните его розыск.
Если вас останавливают незнакомые люди, никогда не выключайте зажигание и не отпирайте дверей. Все вопросы можно решить через приспущенное стекло. При малейшем подозрении на нападение - уезжайте. Кнопки всех дверей желательно держать закрытыми.
Часто автовладельца поджидают возле его автомобиля или гаража, выслеживают его постоянные маршруты. Постарайтесь не ездить по одним и тем же дорогам. Если вы заметили преследование, избегайте незнакомых улиц, кварталов, тупиков - именно там вас могут заблокировать.
Часто поводом для захвата автомобиля становятся инсценированные конфликты на дорогах. Когда вас упрекают в нарушениях, оскорбляют, рекомендуется выяснять такие псевдоконфликты возле поста ГИБДД.
Преступники порой маскируются под милиционеров или разнообразные проверяющие органы. Если вас остановил на дороге человек в форме, начните беседу с ним, не покидая водительского сиденья. Он обязан представиться и разъяснить причины остановки вашего транспортного средства.
Каждый раз перед началом движения следует удостовериться в том, что номерные знаки находятся на месте - преступники могут воспользоваться ими в противозаконных целях. В случае пропажи хотя бы одного номера немедленно заявите об этом в милицию.
Не следует терять бдительность и при вынужденной остановке, во время мелкого ремонта, замены проколотого колеса. На вас могут напасть в такой момент или украсть ценные предметы из салона автомобиля.
Если вы подверглись нападению, действуйте по обстановке. Если вы обладаете достаточной силой, то можете защитить свою собственность, закон на вашей стороне.
Не берите незнакомых попутчиков. Захват, угон, грабеж происходят все чаще при сговоре такого попутчика с иными участниками преступления, когда пассажир просит остановить машину.
Замок капота
Входящие в заводскую комплектацию средства защиты автомобиля от угона малоэффективны. Все происходит в течение нескольких минут: секунды требуются на вскрытие машины, одна-две минуты - на взлом замка рулевой колонки, после чего остается замкнуть провода стартера. Один из эффективных способов предотвращения угона - защита моторного отсека. По способу управления замки капота (Hood Lock) можно разбить на механические и электромеханические.
Электромеханические замки (ЭМЗ) управляются электрическим сигналом. В большинстве случаев они подключаются к дополнительному каналу управления штатной сигнализацией. Открывание и закрывание замка производится с брелока специальной кнопкой. Иногда замок связывается непосредственно с постановкой и снятием автомобиля на сигнализацию (поставил на охрану - закрыто, снял - открыто).
Конструктивно ЭМЗ представляют собой крепящийся в моторном отсеке электропривод (различных видов), запорные механизмы на капоте и кузове и проводку. Предусмотрена возможность аварийного открывания замка при отсутствии напряжения в бортовой сети: механический привод (стальной тросик) спрятан в укромном месте салона. ЭМЗ, в силу относительно простой конструкции, не слишком дороги и не сложны в установке. Будучи связан с сигнализацией, ЭМЗ не является самостоятельной системой защиты. Тросик аварийного отключения необходимо тщательно скрыть от посторонних глаз, но в то же время позаботиться о беспрепятственном доступе к нему в случае необходимости.
Механические замки (МЗ) напоминают связку, на одном конце которой находится собственно запирающий замок с личинкой, а на другом - механизм блокирования капота. Сам замок устанавливается в салоне автомобиля, все остальное крепится в подкапотном пространстве. При квалифицированном монтаже МЗ представляют собой серьезную преграду для угонщика. Лучшие результаты достигаются при комбинировании электроники и механики, поскольку каждая система выполняет свои охранные функции автономно.
Личинка замка, устанавливаемого в салоне автомобиля, играет важную роль в обеспечении надежной защиты. Степень надежности адекватна уровню секретности. Комбинаций может быть сотни тысяч и миллионы. Все зависит от числа пинов - маленьких подпружиненных цилиндров внутри замка, разрезанных на две неравные части.
Вставленный в замочную скважину ключ своими зубчиками ("бородой") нажимает на пины и выстраивает их разрезами в одну линию. Это дает возможность повернуть личинку и открыть замок. В стандартной личинке английского замка - пять пинов, в более сложных - до десяти. В личинке замка Mul-T-Lock десять пинов, но они разбиты по парам - один внутри другого, что делает личинку более компактной. Личинке нужна надежная защита от механических воздействий: высверливания, проворота (когда в замочную скважину загоняют твердосплавный сердечник и с силой проворачивают его, ломая пины). В этих случаях помогают твердосплавные вставки и специальный стальной пин. Все детали личинки должны быть устойчивы к воздействию кислот и других агрессивных сред.
От салонного замка в подкапотное пространство идет трос с мощной защитой. Через специальный блокирующий механизм трос крепится к штатному замку капота или к дополнительным запирающим устройствам. Такие устройства требуют лишних отверстий в кузове, которые могут стать очагами коррозии, поэтому предпочтительнее использовать штатный замок капота, тем более что в некоторых автомобилях физически сложно установить дополнительные запирающие устройства. При использовании в дополнение к сигнализации хорошего замка капота защита от угона повышается.
Обслуживание и эксплуатация сигнализации
Большинство проблем с сигнализацией возникает не по причине выхода электроники из строя, а по вине самого владельца. Перед началом эксплуатации внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации сигнализации. Это сэкономит вам много времени и нервов, в случае, если система выйдет из-под контроля (например, откажет брелок-передатчик). Помните, что сирены, установленные под капотом автомобиля, как правило, боятся воды. Поэтому при мойке двигателя, особенно под давлением, старайтесь накрыть сирену целлофановым пакетом. Это поможет продлить срок эксплуатации сирены.
Внимательно следите за всеми звуковыми сигналами, которые подает система при постановке и снятии с охраны. Если система ведет себя необычно попробуйте разобраться в этом самостоятельно или обратитесь к специалистам. Как правило, причиной является неисправность одного из датчиков. Следите за состоянием батарейки в брелоке-передатчике. Вовремя заменив батарейку, можно избежать лишней поездки в мастерскую.
Раз в полгода приезжайте в центр установки для полной диагностики системы и подстройки чувствительности датчиков. Датчики содержат в себе механические детали, которые изнашиваются в процессе эксплуатации, поэтому со временем происходят изменения в их восприятии к внешним воздействиям. Полгода, оптимальный срок для нормальной работы современных датчиков без наладки.
Современные сигнализации не любят "подсевших" аккумуляторов. Во время запуска двигателя с севшим аккумулятором, происходят большие скачки напряжения и силы тока в бортовой сети. Это может вызвать не только сбой системы, но и полный выход из строя центрального блока сигнализаций. Если у автомобиля разряженная батарея, перед запуском двигателя переведите сигнализацию в сервисный режим "валет", и лишь потом пытайтесь завести двигатель или подсоедините дополнительный источник питания. Перед заменой аккумулятора, выньте все предохранители от сигнализации во избежание неполадок при возможном скачке в бортовой сети в момент присоединения клеммы к батарее.
Сигнализация
Сердцем автомобильной охранной системы является центральный блок. Никакая система не сможет работать без электронного блока управления с центральным процессором. Это устройство принимает кодированные сигналы, посылаемые пультом дистанционного управления - брелоком. Центральный блок контролирует работу сигнализации - получает информацию от датчиков, анализирует ее и посылает сигналы на исполнительные и сигнальные устройства, информирует владельца о неполадках в системе, незакрытых дверях, невыключенных фарах. У центрального блока жесткая память, и даже при отключении питания он помнит программные установки и данные кодовых комбинаций, полученные от брелока.
По конструктивному исполнению автосигнализация может быть выполнена как по моноблочной схеме, то есть центральный блок с сиреной и одним из датчиков собраны в одном корпусе, так и по разнесенной. Европейские производители чаще предпочитают моноблочную компоновку. Американские же фирмы, напротив, стараются все системы делать по разнесенной схеме.
Большое значение имеет питание системы, то есть то напряжение (его значение и колебания), которое подается на центральный блок. Автомобиль, особенно современный - сложнейшая система. В нем огромное количество потребителей энергии, блоков и проводов. На разных режимах работы автомобиля в электрической цепи возникают колебания и просадки напряжения. Многое зависит от того, как установлена система сигнализации (насколько грамотно монтажник подал на нее питание), как центральный блок и память системы воспринимают эти колебания.
Система сигнализации управляется, чаще всего, при помощи пульта дистанционного управления - брелока. Он передает команды автовладельца центральному блоку, который с помощью антенны принимает и расшифровывает радиосиглнал. Брелок представляет собой миниатюрный пульт-радиопередатчик. Чтобы исключить возможность выключения сигнализации посторонними лицами, брелок посылает кодированные радиосигналы. Уровень секретности, типы кодов, количество их комбинаций в различных сигнализациях различны. Брелок снабжен одной или несколькими кнопками управления, нажатием которых формируется сигнал. Если этот сигнал принаднежит хозяину автомобиля, автосигнализация нормально реагирует на сигналы управления и включает или выключает режим охраны сигнализации, управляет отпиранием или запиранием дверей, а так же другими функциями.
Первые брелоки имели 5 - 10-значный постоянный код, который выставлялся с помощью переключателей на брелоке и в центральном блоке автосигнализации. Любой знакомый с радиотехникой человек был способен собрать схему, на основе брелока от системы сигнализации, с помощью которой мог за несколько часов подобрать код к системе охраны. Как только стало понятно, что примитивный код брелока не имеет будущего - появился антисканер. Оно могло быть выполнено в различных вариантах. Фирмы пошли на увеличение разрядности кодов, передаваемых брелоками. Код стал иметь такое количество комбинаций, что стало бессмысленным заниматься его перебором. Еще один способ - отслеживать передаваемые коды и, если эти коды (например 5 последовательно переданных кодов) не соответствуют коду брелоков системы, то центральный блок становился "глухим" к передаваемым сигналам на 15 - 20 минут, после чего снова переходил в режим приема, либо подавал тревогу, сообщая хозяину, что его автомобиль сканируют. Угонщики изготовили прибор кодграббер, способный устанавливать частоту, на которой идет передача кода, записывать сам код, а потом передавать его, снимая автомобиль с охраны. Для противодействия кодграбберу стали применять системы с плавающим кодом или антикодграббером. Принцип его в том, что код, передаваемый радиобрелоками центральному блоку, меняется после каждой передачи кода, значит, пойманный и записанный код бесполезен.
Источником энергии для пульта дистанционного управления служат батарейки напряжением 12 В. Дальность действия брелока, то есть максимальное расстояние, с которого можно снять или поставить автомобиль на охрану, для каждой системы своя. Чаще всего это расстояние колеблется от 30 до 50 метров. В зависимости от режима эксплуатации вашего автомобиля батарейка в брелоке прослужит от полугода до года. Заменить ее можно самому, но в некоторых сложных охранных системах при замене батарейки необходима синхронизация брелока и центрального блока. Этот процесс описан в инструкции по эксплуатации. Некоторые охранные системы, устанавливаемые штатно особенно на автомобили, особенно немецкие, управляются при помощи инфракрасного луча. В отличие от брелока, излучающего радиосигнал, его нужно направлять строго на приемную антенну и с небольшого расстояния. Кроме традиционного брелока охранная система может управляться транспондером - пластиковой карточки или брелока, содержащих в себе электронную "начинку". Транспондер не требует питания, нет необходимости нажимать на кнопки. Стоит только приблизиться к автомобилю и система автоматически отменит режим охраны автомобиля.
Важнейшей частью любой автосигнализации являются датчики, которые передают информацию в центральный блок о степени опасности воздействия и его времени. Учитывая, что эти воздействия могут быть самые разнообразные, датчики должны обеспечивать надежность и достоверность контролируемых параметров, оставляя без внимания все то, что можно отнести к ложным возмущениям: колебания и вибрации от проехавшего рядом большегрузного автомобиля, воздействие климатических и атмосферных явлений, электромагнитные помехи.
Автосигнализации используют разнообразные датчики, работающие на основе различных принципов, и каждый из них защищает автомобиль от той или иной опасности. Первые датчики, которым комплектовали охранные системы, реагировали на качание кузова автомобиля. Однако, если злоумышленник разбивал стекло, то чаще всего сигнализация молчала. Позднее появились датчики удара (шок-сенсоры). Они хуже реагировали на качание автомобиля, но четко отслеживали удары по кузову. Первые датчики удара имели только один порог чувствительности. Такой датчик не очень удобен. Либо его настройка загрублялась, чтобы сигнализация не срабатывала от случайного касания, либо чувствительность устанавливалась очень высокой, в надежде уследить за каждым мало-мальски небольшим воздействием на автомобиль.
В двухпороговых датчиках удара отдельно настраивается сила воздействия, при которой сработает первый порог и второй порог. Если прохожий случайно облокотился на ваш автомобиль, то система предупредит его коротким попискиванием сирены. Но при длительном воздействии автосигнализация включит сирену. Более сложные микропроцессорные датчики удара отдельно регистрируют продольные и поперечные колебания кузова автомобиля. Такой принцип позволяет исключить ложные срабатывания. Настройка силы удара первого и второго порога происходит с пульта сигнализации. Система вводится в режим программирования, по кузову автомобиля наносится удар определенной силы. Датчик сам запоминает его. Теперь это будет первый порог. Точно так же происходит настройка и второго порога. Если необходимо произвести перенастройку датчика, то это может делать сам хозяин.
Ультразвуковой датчик (ультрасоник) предназначен для обнаружения угонщика, если тот сумел пробраться в салон. Два выносных микрофона постоянно контролируют салон в режиме охраны. Этот высокочувствительный датчик состоит из посылающего сигнал излучателя ультразвуковых волн и приемника, принимающего этот сигнал. Если принимаемый сигнал прерывается или искажается, то сигнализация срабатывает. Любое передвигающееся в салоне тело, достаточно большого объема, будет обнаружено, и система сигнализации поднимет тревогу. Недостаток этих датчиков - ложные срабатывания при резких колебаниях температуры и сильных внешних звуковых колебаний.
Недостатков ультрасоника лишен микроволновый датчик. Он применялся для охраны открытых автомобилей - кабриолетов. Микроволновой датчик накрывает автомобиль двумя полями. Первое поле может заканчиваться и за пределами кузова автомобиля (на расстоянии 20-15 см). Это первый порог. Второе поле берет под свой контроль салон автомобиля. Это второй порог. Если человек подошел слишком близко к автомобилю и пересек первое поле, то система предупредит недоброжелателя попискиванием сирены. Если же угонщик попал внутрь автомобиля, он окажется в зоне действия второго поля, и тогда система поднимет тревогу.
Датчики падения напряжения. У многих автомобилей компоновка агрегатов под капотом выполнена таким образом, что можно просто перекусить провода, идущие от аккумулятора. Обесточив автомобиль, угонщик обезвреживает сигнализацию. Для борьбы с такими угонщиками разработаны датчики падения напряжения. Они бывают двух типов. Один срабатывает, когда напряжение падает ниже установленного заранее на заводе порога (например, 8 вольт). Датчик второго типа срабатывает, когда происходит скачек напряжения вниз на заданную величину (например, 1 вольт). Такой датчик среагирует в случае, если даже зажигается лампочка салонного освещения - в этом случае происходит небольшое падение напряжения, которое тут же регистрируется.
Датчик разбития стекла в современных системах используется редко. Он реагирует на звон разбивающегося стекла (микрофон датчика специально настроен). Хорошо настроенный датчик удара заменит датчик разбития стекла полностью.
Сабсоник сенсор (subsonic sensor) оценивает уровень шумов, как в салоне, так и за его пределами. Он реагирует на попытку вторжения - в это время уровень шума внутри салона изменяется. Используется редко и только в составе дорогих систем безопасности.
Датчики контактного типа (концевые датчики) контролируют состояние дверей, капота и багажника. Чаще всего в качестве таких датчиков используются штатные кнопки автомобиля. Капот и багажник оборудуется кнопками при установке охранной системы. Современные системы имеют отдельные входы для подключения концевых датчиков. Так как кнопки автомобиля, как штатные, так и установленные дополнительно, находятся в зоне воздействия активной среды - грязь, соль, вода, электролит, то за ними необходим уход.
Светодиод обычно выполнен в виде красной лампочки, которая устанавливается на видном месте. У светодиода существует много обязанностей. Самая простая и распространенная функция - сигнализировать о том, что автомобиль стоит на охране. Светодиод может предупреждать о неисправностях датчиков системы сигнализации, о том какие датчики срабатывали в отсутствии хозяина автомобиля. В некоторых системах светодиод будет в течение нескольких суток сигнализировать о том, что в память системы записан еще один брелок.
Сирена издает звуковой сигнал мощностью до 135 дб. Сирена должна включаться при тревоге, но не более чем на 45 секунд, что соответствует европейскому стандарту. Она издает звуковые сигналы при постановке и снятии автомобиля с охраны. Эти сигналы можно отключать с пульта дистанционного управления, если владелец автомобиля ночью не хочет беспокоить жильцов своего дома. Сирена подает кратковременные предупредительные сигналы при срабатывании первого порога микроволнового датчика или датчика удара. Сирены делятся на автономные и неавтономные. Автономная сирена отличается от неавтономной наличием никель-кадмиевых батарей, которые в случае отключения аккумулятора автомобиля будет питать автономную сирену в режиме тревоги. Никель-кадмиевая батарея подзаряжается от генератора во время движения. Сирена может быть многотональной и однотональной. Световая индикация настраивается произвольно. Можно сделать так, что в режиме тревоги автомобиль будет моргать габаритами, можно - аварийными сигналами.
Выключатель "Valet" обеспечивает установку автосигнализации в служебный режим, когда сигнализация полностью выключена и автомобиль в таком состоянии можно отдавать в сервис. С помощью выключателя "Valet" можно снять с охраны автомобиль без брелока. Тогда необходимо открыть дверь ключом, сесть за руль, вставить ключ в замок зажигания и повернуть его в положение, когда "оживет" приборная панель, а затем, щелкнуть выключателем "Valet".
|