Добавить в избранное
 
 

Водителей берут под арест за неуплату штрафов



Водителей берут под арест за неуплату штрафов

Похоже, безответственные водители сильно достали Федеральную службу судебных приставов (ФССП). До последнего времени штрафы за нарушение правил дорожного движения большинством всерьез не воспринимались. Еще весной исполнительная власть припугнула, что скоро отправит своих сотрудников в совместные рейды с ГАИ, но никто не испугался. Сейчас количество водительских долгов выросло до таких размеров, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП) наконец решила всерьез заняться выбиванием денег. В ФССП подтвердили: аресты идут полным ходом.


                                                         

В 2006 году на принудительное исполнение в ФССП России поступило 11 276 572 постановления по взысканию административных штрафов. Свыше 9 миллионов или примерно 80% из них составили постановления, поступившие из подразделений ГИБДД. За 2007 год данных по стране пока нет, однако известно, что по Московской области за 2007 год в управление судебных приставов поступило более 18 тысяч исполнительных документов на взыскание штрафов ГИБДД на сумму 81,879 миллиона рублей, из них получено пока только 60 миллионов рублей. Настоящих же "штрафов" могло бы быть в сотни раз больше! Официальная статистика - лишь малая часть реального объема правонарушений на дорогах, поскольку большая часть денег оседает в карманах у сотрудников ГИБДД.

Коррупция ГАИ и полная безнаказанность правонарушителей приводят к росту аварийности, уровень которой увеличивается с каждым годом. Проблема приобрела такие масштабы, что власти наконец начали прилагать ощутимые усилия для того, чтобы как-то дисциплинировать автовладельцев. В частности, если говорить о штрафах, были ужесточены наказания за нарушение ПДД (в 5-10 раз), появилась специальная электронная система, позволяющая оплачивать штрафы ГИБДД через банкоматы, наконец, судебные приставы развернули глобальную деятельность по всей территории России с целью применения санкций прямо на дорогах.

Как рассказал руководитель пресс-службы ФССП Игорь Комиссаров, дежурить на дорогах судебные приставы начали еще в прошлом году. Сейчас это происходит во всех российских городах. Согласно закону "Об исполнительном производстве", исполнительные действия могут проводиться судебными приставами либо по месту жительства должника, либо месту работы, либо по месту нахождения имущества. В данном случае судебные приставы проводят исполнительные действия по месту нахождения имущества.

Водителя остановленного автомобиля "пробивают" по компьютерной базе "Судебный пристав", где значатся штрафники по самым разным сферам. В случае, если водитель числится в списке штрафников, его попросят оплатить штраф на месте: согласно ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере (плюс исполнительный сбор). Если денег нет, судебные приставы имеют право арестовать имущество водителя. В случае, если должник окажет сопротивление, ему грозит административный арест на срок от 2 до 15 суток.

Как говорят приставы, до тюрьмы обычно не доходит. "Но случаи ареста имущества происходят довольно часто", - комментирует И. Комиссаров. В качестве арестованного имущества может выступать все, что находится в машине (а теоретически и сам автомобиль): мобильный телефон, магнитола, другая электроника. Согласно закону "Об исполнительном производстве", пристав имеет право самостоятельно проводить оценку имущества, которое потом будет отправлено для реализации в Российский фонд федерального имущества. Арест имущества состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. В случае, например, если автовладелец попытается избавиться от арестованного имущества, на него уже будет возлагаться уголовная ответственность.

Таким образом, у хозяина-должника останется два пути, чтобы увидеть вновь свое имущество. Первый - нанять за свой счет независимую оценку и попробовать поспорить со службой судебных приставов. Второй путь - заплатить штраф в сберкассе в течение пяти суток с момента ареста имущества и предъявить квитанции судебному приставу. Однако, как рассказывают приставы, чаще всего люди предпочитают оплатить штраф на месте.

Не будем исключать, что рассказы строгих судебных приставов о санкциях, которые они начали так жестко применять, могут оказаться своеобразной пиар-акцией с целью в очередной раз "припугнуть" безалаберных водителей. Однако эксперты полагают, что активизация судебных приставов на дорогах могла бы оказаться оправдана и способствовала бы стабилизации дорожной ситуации. В странах Европы, например, к злостным неплательщикам применяют меры гораздо строже, чем в России. В Великобритании полиция имеет право ликвидировать машины злостных неплательщиков. С помощью видеокамеры полиция вычисляет регистрационный номер машины и пускает в ход бульдозер. Таким образом, например, за последние полтора года пустили под пресс 10 тыс. автомобилей: полиция считает, что лучше никаких машин на дорогах, чем машин "разгильдяйских".

До столь радикальных мер нам, конечно, еще далеко, но вот активнее пользоваться собственной законодательной базой все-таки не повредит, иначе непонятно, для чего же трудятся наши депутаты. "Не может быть и речи о введении в России чего-то подобного, - высказывается насчет британской полиции почетный адвокат России Леонид Ольшанский. - 15 суток - достаточная мера за отказ оплатить штраф. Вы попробуйте хотя бы сутки посидите в камере с бомжами и убийцами, потом все в срок будете оплачивать!" С ним согласен и член коллегии адвокатов "Князев и Партнеры" Антон Лелявский. "15 суток административного ареста - мера разумная и может повлиять на ситуацию. Но это палка о двух концах: одно дело, когда речь идет о штрафе 2-2,5 тысячи рублей, и водитель готов платить, и другое - 15 суток ареста, это будет хорошим поводом для увеличения поборов".

По мнению лидера общественного движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, для того чтобы рядовые водители осознали свою ответственность, нужно сначала заставить осознать ее чиновников и высокопоставленных лиц. "Наказание должно быть неотвратимым для всех, - комментирует правозащитник. - Я считаю, что тех, кто обладает привилегиями на дорогах и в то же время допускает правонарушения, нужно наказывать в три раза жестче, чем обычных водителей. Только когда перед законом станут все равны, можно будет говорить о злостных нарушителях. А сейчас половина водителей вообще не учитывается статистикой - ей просто все сходит с рук".

 

На главную Напишите нам Контакты