Добавить в избранное
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ ДИСКОВ


Что полезно знать о дисках

Группировка дисков

Колесные диски делятся на две большие группы: стальные (штампованные) и сделанные из легких сплавов (литые и кованые).

Стальные диски

Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно - именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками.

 Достоинства:  довольно высокая прочность;
                       возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин;
                       невысокая цена.

 Недостатки:   большая масса;
                       невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой);
                       устаревший дизайн;

невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия, при этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски

По многим свойствам эти диски лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное - они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны.

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

Литой диск

Имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя - от сильного удара диск может расколоться.

Недостатки
литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид;                      
литой диск довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованый диск

Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции, за счёт многослойной волокнистой структуры металла. Кованый диск держит сильнейшие удары. В крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.

Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым нет равных.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке "от минуса к плюсу" по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким:

» литой магниевый - легкий, но капризный, быстро растрескивается;

» литой алюминиевый - нормальный по совокупности качеств;

» кованый алюминиевый - прочный и легкий;

» кованый магниевый - сверхпрочный и легкий.

Но при выборе дисков не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, - большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин. Цена магниевых может быть выше тысячи долларов за штуку.

Маркировка дисков

В маркировке колесного диска должно быть следующее:

 типоразмер;

 товарный знак производителя;

 дата изготовления (неделя и год, например 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года);

 номер плавки;

 допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты);

 клеймо контролирующего органа(по-русски ОТКМ,многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими  
 буквенно- цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством);

 отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних раковин).

Например: 5.5Jx15H2 ET30

5.5 - ширина обода в дюймах.
Стандартный ряд: 3.5, 4.0, 4.5, 5.0, 5.5, 6.0, 6.5 и 7.0 дюймов.
Тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.

15 - монтажный диаметр обода в дюймах.
Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

ET30 - вылет колеса в миллиметрах.
Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом - дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.

J и H2 - символы, нужные больше специалистам.
В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L).
А H2 - это код конструкции хэмпов - кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH ...).

Иногда на диске указывают диаметр расположения отверстий крепления - PCD (Pitch Circle Diameter). Например: PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий - 4 (это, впрочем, видно и так).

Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия (при ошибке в минус колесо на машину не наденешь) и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) "на плоскость", "на сферу" или "на конус" - с этим нельзя ошибаться.

Устройство дискаПодбор дисков

Если вы определились с типом диска (литой или кованный и т. д.), то теперь нелишне будет определиться со следующими моментами:

Основные элементы и размеры диска автомобиля:

А - закраина обода;

Б - полка;

В - кольцевой выступ ("хэмп") для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины;

Г - плоскость крепления;

 

а - диаметр диска;

б - ширина обода;

в - вылет (расстояние между плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса);

г - диаметр центрального отверстия под ступицу;

д - диаметр окружности центров крепежных болтов.

 

а) Диаметр диска

Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом.

Важно! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, - следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоватся и более широкие диски - до 13,5 дюйма

б) Ширина обода

Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины.

Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68" (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.

Важно! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

в) Вылет колеса

Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Важно! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило, невозможно - диск упрется в тормоз.

г) Диаметр центрального отверстия диска

У штатных колес автомобиля центральное отверстие (устойчивого международного обозначения нет), как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.

д) Диаметр расположения отверстий крепления

Диаметр PCD (Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.

Важно! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.

Например: на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия "уведет" и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет "бить", кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

Определение PCD по расстоянию между отверстиями для болтов

е) Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса

Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.

Устройство диска. разболтовка.

 

 

 

 

 

 

 

На главную Напишите нам Контакты