Добавить в избранное
 
 

Моторное масло


Основная функция моторного масла - образование тонкой и прочной пленки на поверхности трущихся деталей двигателя и предотвращение их и прямого контакта друг с другом. Для выполнения этих задач моторное масло должно обладать двумя противоположными свойствами: хорошей текучей способностью для проникновения через систему тончайших каналов двигателя и достаточной вязкостью для того, чтобы полностью не стечь и прилипнуть к поверхности металла, а также сохранить свои свойства во время работы двигателя на сверхвысоких температурах.


Наличие масла необходимо в двигателе, особенно во время его холодного пуска и длительной стоянки автомобиля. Для безотказной и долговременной работы автомобильного двигателя следует использовать моторные масла, соответствующие по своим свойствам конструкции и условиям эксплуатации автомобильного двигателя.

Главной характеристикой моторных масел является вязкость. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая их (масляное голодание) и ускоренный износ.

По основной классификации масел  SAE (Society of Automotive Engineers, Общество автомобильных инженеров США), принятой во всем мире, масла подразделяются на:

зимние, обладающие небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивающие достаточного смазывания при при температуре выше 100С;

летние, обладающие большой вязкостью для смазывания двигателя при высоких температурах, но не обеспечивающие холодного пуска двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0С.

Стандартные ряды вязкости:

зимний ряд: SAE  0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

летний ряд: SAE  20,  30,   40,    50,   60.

Температурный режим работы моторного масла

Как видно из этих рядов зимние масла имеют обозначение W, летние - не имеют буквенного обозначения. Также существуют всесезонные моторные масла, обладающие при низких температурах вязкостью зимних масел, при высоких - летних. Они имеют двойное обозначение, например, 5W-30, 10W-40, 20W-30 и т.д. Двойное обозначение этих масел показывает диапазон температур окружающего воздуха, при которых они обеспечивают холодный пуск двигателя и его надежное смазывание. Например, для масла с обозначением 5W-30 диапазон рабочих температур колеблется от -30?С до +20?С; 10W-40 -  от -25 ?С до +35 ?С и т.д. В настоящее время всесезонные масла получили наибольшее распространение потому, что они не требуют замены в течение года.

Реализации свойств всесезонности масел обеспечивается их составом. Все современные моторные масла состоят из базового масла и дополнительных присадок. Базовое масло - это масляные фракции, получаемые при переработке нефти или искусственно синтезированные органические соединения и их смеси. По своей основе моторные масла подразделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Полу- и полностью синтетические композиции, получаемые в результате целенаправленного органического синтеза, имеют более однородную структуру длинных полимерных волокон с заданными свойствами. Минеральные масла несут в себе остатки примесей серы и парафинов, содержащихся в первоначальном продукте. То есть синтетические масла обладают большей чистотой и гарантированностью свойств. Кроме этого минеральные масла быстро разрушаются при постоянной смене температур, синтетические же масла способны гораздо дольше сохранять свои первоначальные свойства.

Специальные присадки, добавляемые в моторные масла, обеспечивают им такие эксплуатационные характеристики, как противоизносность, антикоррозионность, противоокислительность, противопенность, уменьшают склонность масел к образованию различных отложений и т.д. Это обусловлено повышенными требованиями современных двигателей к качеству моторных масел. По совокупности эксплуатационных свойств Американский институт нефтепродуктов API (American Petroleum Institute) разработал классификацию моторных масел по типу двигателя и возрасту автомобиля.  Согласно этой классификации все моторные масла была разделены на масла для бензиновых, дизельных двигателей и универсальные масла. Первая буква обозначения масел по этой классификации обозначает тип двигателя (S - бензиновые, С - дизельные), вторая - обозначает уровень эксплуатационных свойств, например, SA, SF, CB. Чем дальше от начала алфавита находится вторая буква, тем более высокий уровень эксплуатационных свойств масла она обозначает. Универсальные моторные масла, подходящие и для бензиновых, и для дизельных двигателей, имеют двойной индекс, например, SH/CD, SJ/CF-4 и т.д. Цифры 2 и 4 в обозначении дизельных двигателей указывают на их использование для 2- и 4-тактных двигателей.

Европейская классификация Ассоциации европейских производителей ACEA делит все масла на: А - масла для бензиновых двигателей; В - для дизельных двигателей легковых автомобилей; Е - для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Эти обозначения дополняются буквенным индексом: чем выше его числовое значение, тем выше категория масла по его эксплуатационным характеристикам.

Основные рекомендации при использовании масла:

нежелательно смешивать минеральные с синтетическими и полусинтетическими масла,  т.к. они имеют различную растворимость присадок;

желательно доливать тот же сорт масла, который залит в двигателе, т.к. масла разных производителей могут содержать различные пакеты присадок;

если неизвестно какое масло использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой масла желательно промыть систему смазки;

быстрое почернение масла (через 1-2 тысячи км пробега) не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств;

замену масла при тяжелых условиях эксплуатации двигателя следует производить в два раза чаще; эта же рекомендация подходит для автомобилей со значительным пробегом;

не желательно заливать моторное масло с повышенными антифрикционными противоизносными добавками в двигатель нового автомобиля при его обкатке;

не стоит заливать синтетическое масло в двигатель старых автомобилей до 1990 года выпуска; попадание такого масла в картер может привести к тому, что синтетическое масло, обладающее мощными моющими характеристиками, промоет все микротрещины в сальниках и прокладках, забитые за годы эксплуатации автомобиля и масло начнет постепенно вытекать.

 

На главную Напишите нам Контакты